Приложение 6
Особенности организации образоваТельного процесса при изучении учебнОГО предмета «Информатика»
- Учебные программы
В 2023/2024 учебном году при изучении учебного предмета «Информатика» используются учебные программы, утвержденные Министерством образования в 2023 году.
Обращаем внимание, что в учебные программы по учебному предмету «Информатика» внесены следующие изменения:
скорректировано количество часов, отводимых на изучение учебного материала в IX классе (34 часа вместо 35 часов) и XI классе (34 часа вместо 35 часов на базовом уровне; 102 часа вместо 105 часов на повышенном уровне) в соответствии с частью второй пункта 2 статьи 150 Кодекса Республики Беларусь об образовании;
перераспределено количество часов на изучение тем в VIII, X и XI (базовый уровень) классах;
проведена корректировка содержания учебного материала с точки зрения системности, последовательности, преемственности его представления, учета возрастных особенностей и возможностей учащихся.
Все учебные программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Информатика.
- Учебные издания
В новом учебном году в образовательном процессе будут использоваться учебные издания, включенные в «Пералік вучэбных выданняў, якія прыгодныя для выкарыстання ў бібліятэчных фондах устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, у 2023/2024 навучальным годзе» (утвержден Министром образования Республики Беларусь 06.02.2023 г.). Данный документ опубликован в бюллетене Министерства образования Республики Беларусь «Зборнік нарматыўных дакументаў» (№ 7, 2023), размещен на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Перечни учебных изданий.
Электронные версии учебных пособий размещены на национальном образовательном портале (http://e-padruchnik.adu.by).
Рекомендации по работе с учебными пособиями размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Информатика.
К 2023/2024 учебному году подготовлено учебно-методическое пособие для учителей «Информатика в 10–11 классах» авторов В. М. Котова, А. И. Лапо, Ю. А. Быкадорова, Е. Н. Войтехович.
Полная информация об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебному предмету «Информатика» в 2023/2024 учебном году размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Информатика.
- Организация образовательного процесса при изучении учебного предмета на повышенном уровне
На II ступени общего среднего образования учебный предмет «Информатика» может изучаться на повышенном уровне в VIII и IX классах в объеме не более двух дополнительных учебных часов в неделю. Рекомендации по организации изучения информатики на повышенном уровне размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Информатика.
Методические рекомендации по организации образовательного процесса на повышенном уровне в X–XI классах учреждений общего среднего образования с использованием новых учебных пособий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Информатика.
- Особенности организации образовательного процесса
Обращаем внимание на то, что при организации образовательного процесса педагогический работник обязан руководствоваться требованиями учебных программ по учебному предмету, на основе которых он составляет календарно-тематическое планирование, разрабатывает поурочное планирование с учетом реальных условий обучения и воспитания в конкретном классе. Учебно-методическое обеспечение, которое используется учителем, должно быть направлено на достижение образовательных результатов, зафиксированных в учебных программах.
В учебной программе содержатся перечни терминов и понятий, которые подлежат обязательному усвоению, а также требования к образовательным результатам учащихся. Не допускается предъявление к учащимся требований, не предусмотренных учебными программами.
Формирование у учащихся функциональной грамотности средствами учебного предмета предполагает развитие способностей использовать усвоенные знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.
Ведущая роль в формировании функциональной грамотности отводится заданиям, в основе которых лежат различные жизненные ситуации. Подобные задания не имеют четкого алгоритма решения и не являются стандартными по своей сути. Для их выполнения необходимо использовать межпредметные знания и умения, универсальные учебные действия, включающие критическое и креативное мышление, навыки поиска и переработки информации.
Учебный предмет «Информатика» подразумевает формирование:
компьютерной грамотности – искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы;
информационной грамотности – находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогами библиотеки; анализировать числовую информацию; уметь ориентироваться и использовать ИКТ;
коммуникативной грамотности – умение работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения; приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям; организовать работу группы.
В 2022/2023 учебном году в учреждениях общего среднего образования проведена республиканская контрольная работа по учебному предмету «Информатика», в которой приняли участие учащиеся VIII классов. По результатам республиканской контрольной работы подготовлены рекомендации, которые могут использоваться для совершенствования образовательного процесса по учебному предмету. Данные рекомендации размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Педагогам / Республиканский мониторинг качества образования.
Реализация воспитательного потенциала учебного предмета
В 2023/2024 учебном году необходимо продолжить работу по реализации в образовательном процессе воспитательного потенциала учебных предметов с целью формирования у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому, созидательному труду как главному условию развития белорусского государства. Решение этих задач должно способствовать формированию атмосферы мира и согласия в белорусском обществе и быть напрямую связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов, отраженных в образовательных стандартах и учебных программах.
Учебной программой по учебному предмету «Информатика» предусмотрено достижение учащимися следующих личностных образовательных результатов: информационная культура, знание основ информационной безопасности, логическое и алгоритмическое мышление и других образовательных результатов.
При формулировке воспитательных задач урока следует ориентироваться на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота, интересующейся историческим прошлым своей Родины, бережно относящейся к истории своего народа и способной уважать и ценить национальные традиции.
При подборе дидактического материала к учебным занятиям рекомендуется отдавать предпочтение таким упражнениям и заданиям, которые способствуют формированию патриотизма и гражданственности, национального самосознания, нравственной культуры, культуры безопасности жизнедеятельности, ценностного отношения к своему здоровью, культуры семейных отношений. Например:
при изучении темы «Обработка растровых изображений» рекомендуется предложить учащимся создать изображения по тематике «Год мира и созидания», изображения Государственного флага Республики Беларусь, белорусского орнамента, эмблемы школы и другие изображения;
при изучении темы «Создание текстовых документов» целесообразно использовать отрывки произведений белорусских авторов для изучения основных операций над текстом;
при изучении темы «Компьютерные презентации» можно использовать следующую тематику презентаций: «Исторические места моей малой родины», «Наши выдающиеся соотечественники», «Ценности нашего родного края», «Не выходя из дома (путешествие по историческим местам Беларуси)», «Беларусь в космосе» и другая тематика презентаций;
при изучении темы «Основы веб-конструирования» целесообразно рассмотреть примеры создания веб-страницы с использованием информации о музеях и памятниках Беларуси, промышленности Беларуси, семейных традициях, достижениях белорусских спортсменов, ученых и других материалов;
при изучении темы «Хранение и обработка информации в базах данных» можно создавать базы данных по таким темам, как «Достопримечательности моей малой Родины», «Наши земляки – герои», «Юбилейные и памятные даты Беларуси» и другие темы.
Необходимо отметить, что информационное наполнение учебного занятия может меняться с учетом образовательных запросов конкретного класса, учреждения образования.
С целью реализации воспитательного потенциала учебного предмета рекомендуется использовать активные методы и формы обучения: деловую игру, «мозговой штурм», практический эксперимент, анализ практических ситуаций, метод проектов и другие методы и формы обучения. Возможные темы проектов: «Мир созидаем вместе», «Интеллектуальные поисковые системы», «Информационная безопасность в киберпространстве», «Меры по предупреждению угроз в информационной сфере», «Польза и вред компьютерных игр».
Важной задачей учебного предмета «Информатика» является формирование основ информационной безопасности учащихся. На уроках информатики важно познакомить учащихся с различными проявлениями киберугроз (интернет-зависимость, мошеннические действия в Интернете (например, предложение больших скидок в обмен на сообщение личных данных и другие виды мошеннических действий), насилие в Интернете, навязчивая реклама и другие проявления киберугроз) и способами борьбы с ними. Наиболее эффективным в данном случае является решение ситуационных задач на распознавание киберугроз и принятие соответствующих решений.
На уроках информатики нужно подготовить учащихся к безопасному поведению в сети Интернет. При изучении темы «Интернет. Электронная почта» необходимо организовать знакомство учащихся с «нетикетом» (сетевым этикетом), обучить навыкам корректной и безопасной работы и общения в сети Интернет. Важно сформировать у учащихся представление о цифровом уважении, способах противодействия насилию в Интернете.
Домашнее задание по учебному предмету «Информатика», требующее использования электронных средств обучения учащимся не задается. Однако домашние задания с использованием компьютера могут выполнятся учащимися на добровольной основе.
Для проведения факультативных занятий предлагается использовать учебные программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Информатика.
- Дополнительные ресурсы
При организации образовательного процесса можно использовать единый информационно-образовательный ресурс – https://eior.by. Его назначение – поддержка учащихся, получающих общее среднее образование в соответствии с индивидуальным учебным планом, а также учащихся, которые по уважительным причинам временно не могут посещать учреждение образования.
С целью обучения учащихся безопасности работы в сети Интернет рекомендуется использовать материалы «Повышение уровня информационной безопасности и правовой культуры учащихся», разработанные Министерством внутренних дел Республики Беларусь. Данные материалы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы / Информатика.
Полезную информацию для подготовки к учебным занятиям можно найти на следующих интернет-ресурсах:
http://kids.pomogut.by – безопасность детей в сети Интернет (совместный проект Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь);
https://www.lektorium.tv/computerhistory – бесплатный курс об истории ЭВМ и программирования;
http://pcs.bsu.by – электронный научно-методический журнал «Педагогика информатики».
- Организация методической работы
Для организации методической работы с учителями информатики (на уровне района и учреждений образования) в 2023/2024 учебном году предлагается общая методическая тема «Совершенствование профессиональной компетентности учителей по вопросам воспитания и развития личности учащегося средствами учебного предмета „Информатика“».
На августовских предметных секциях учителей информатики рекомендуется обсудить следующие вопросы:
- Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по информатике в 2023/2024 учебном году:
Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса на II и III ступени общего среднего образования: основные положения, воспитание в системе образования, общие требования к организации образовательного процесса;
создание безопасных условий организации образовательного процесса;
обновленные учебные программы и учебно-методические комплексы по информатике для VI–XI классов;
совершенствование образовательного процесса по учебному предмету «Информатика» с учетом результатов республиканской контрольной работы по предмету, проведенной в VIII классах.
- Организация и содержание методической работы с учителями информатики в 2023/2024 учебном году с учетом анализа результатов предыдущего учебного года.
На заседаниях учебно-методических объединений и иных методических формирований учителей информатики рекомендуется рассмотреть теоретические и практические аспекты развития и воспитания личности учащегося, вопросы методики преподавания учебного предмета в контексте рассматриваемой темы с учетом эффективного педагогического опыта учителей региона:
реализация воспитательного потенциала учебного предмета «Информатика» на учебных занятиях;
рациональные методы и приемы обучения учащихся решению практико-ориентированных задач различного уровня сложности как необходимое условие развития логического и алгоритмического мышления;
современный урок информатики: использование современных методов и средств обучения, различных форм организации учебного взаимодействия, направленных на развитие и воспитание личности учащихся;
формирование функциональной грамотности учащихся средствами учебного предмета «Информатика»;
методы и приемы организации проектной деятельности учащихся на учебных занятиях по информатике.
С целью обеспечения условий для развития профессиональной компетентности учителей в Академии последипломного образования проводятся мероприятия в соответствии с Республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников (https://akademy.by/index.php/ru/aktual/37-anons-2).